Навстречу вечности
Навстречу вечности
Навстречу вечности, или В бесконечность (англ. Into Eternity) – документальный фильм 2010 года совместного
производства Дании, Финляндии и Швеции датского
режиссёра Михаэля Мадсена.
Фильм посвящён объекту,
являющемуся по нескольким параметрам уникальным для нашей цивилизации, -
хранилищу ядерных отходов ONKALO,
строящемуся в Финляндии.
В Финляндии, на территории коммуны (общины) Эурайоки области Сатакунта, в нескольких километрах от атомной
электростанции Олкилуото с 1990-х годов
строится первое на нашей планете
постоянное хранилище ядерных отходов Onkalo.
Примерно в 2020 году оно вступит в эксплуатацию и начнёт принимать отработавшее ядерное топливо с финских атомных электростанций, которое
будет храниться в специальных капсулах в разветвлённой системе туннелей,
пробитых в твёрдых скальных породах на глубине около пятисот метров.
Планируется, что в течение XXI века это
хранилище будет расширяться и заполняться, а в начале XXII века работы
над этим объектом будут закончены, хранилище будет законсервировано и вход в него будет запечатан (взорван).
Строительство ведётся с таким расчетом, чтобы это хранилище
могло в пассивном режиме, без какого-либо обслуживания, гарантированно
прослужить 100 тысяч лет - срок, в
течение которого уровень радиации отходов снизится до безопасного уровня.
Фильм состоит из документальных съёмок внутри сооружения, а
также из интервью с руководителями атомной промышленности Финляндии, с
экспертами разных стран по ядерной безопасности, с рабочими-взрывниками.
Уникальность
сооружения поднимает уникальные вопросы, на которые нет чёткого ответа; ранее
эти вопросы исследовались лишь писателями-фантастами, теперь же они имеют
реальное практическое значение.
Один из главных
вопросов — следует ли передавать будущим поколениям информацию об этом
объекте, а если передавать, то в каком виде? Что лучше — оставить на
поверхности некие знаки, предупреждающие о том, что в этом месте не следует
заниматься бурением, или, наоборот, лучше сделать так, что на поверхности ничто
не напоминало о каких-либо проводившихся здесь работах?
Авторы фильма указывают на парадокс ситуации: человечество
должно передать будущим поколениям информацию, что они должны помнить о том,
что об этом объекте им следует забыть…
Другой вопрос похож на первый, но связан с другой
гипотетической ситуацией: можно представить, что человечество забыло об этом
объекте, но когда-то в будущем каким-либо образом люди попали внутрь этого
сооружения. Как дать им понять, что всё
живое здесь подвергается смертельной опасности и отсюда лучше уйти?....
Комментарии
Отправить комментарий