Пассионарность: хорошо или плохо?

 Непреодолимое стремление людей к деятельности: пассионарность


Ключ: согласно теории Л. Н. Гумилева пассионарность – это осознанное или неосознанное, непреодолимое внутреннее стремление людей к деятельности, охватывающее одно лицо или коллектив, и направленное на осуществление какой-либо цели. По Гумилеву, основа пассионарности заключается в неравномерности распределения биохимической энергии живого вещества биосферы во времени и пространстве. 

Пассионарность - это свойство личности, которое проявляется в высокой энергии, целеустремлённости и способности влиять на других.

Лев Николаевич Гумилёв (18 сентября (1 октября) 1912 — 15 июня 1992) — выдающийся советский и российский учёный, писатель, переводчик, археолог, востоковед, географ, историк, этнолог и философ. Родился в Санкт-Петербурге в семье поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

Комментарии

  1. Как же точно ваш пост отражает двойственность этого удивительного феномена!

    Материал прекрасно раскрывает тему "Роль энергетических факторов в историческом развитии".

    Пассионарность по Гумилёву – это действительно мощная сила, которая может как созидать, так и разрушать. С одной стороны, именно пассионарии двигают цивилизацию вперёд, совершают открытия, ведут за собой народы. С другой – их избыточная энергия часто становится причиной войн и социальных потрясений.

    Особенно интересно, как теория Гумилёва соединяет биологию и историю:

    Пассионарность как биохимический феномен

    Волны пассионарности, определяющие судьбы этносов

    Циклы подъёма и упадка цивилизаций

    Кстати, современные исследования подтверждают, что у выдающихся деятелей действительно наблюдается особый энергетический обмен. Но главный вопрос остаётся: как направить эту энергию в созидательное русло?

    Читая такие материалы, понимаешь, что пассионарность – это не просто личное качество, а важнейший фактор исторического развития. Спасибо за пост – вы не просто рассказываете о теории, а предлагаете задуматься о природе лидерства и движущих силах истории! Особенно ценно, что вы показываете связь между биологическими и социальными аспектами человеческой активности.

    С уважением,
    Агабеков Г.А.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот прекрасный термин упоминается в лекции "Становление экологии человека и ее предмет".
    Пассионарность – это осознанное или неосознанное, непреодолимое внутреннее стремление людей к деятельности, охватывающее одно лицо или коллектив, и направленное на осуществление какой-либо цели. По Гумилеву, основа пассионарности заключается в неравномерности распределения биохимической энергии живого вещества биосферы во времени и пространстве.
    Пассионарность это двигатель прогресса, способствует развитию, выживанию и приносит успех. Пассионарность — это «топливо
    цивилизации». Без неё нет великих свершений, но в избытке она может быть разрушительной.
    Идеально, когда она направлена на созидание.
    Нашла интересную информацию связанную с этой темой:
    Чингисхан, безусловно, являлся выдающимся примером пассионарного лидера в рамках теории Льва Гумилева. Его стремление к расширению границ своей империи, даже ценой огромных жертв, прекрасно отражает пассионарность как внутреннее стремление к масштабным изменениям;
    Пассионарность сама по себе не гарантирует положительного результата. Гитлер и Наполеон обладали выдающейся энергией и волей, но их действия привели к ужасающим последствиям;
    У животных тоже есть пассионарность. Вожак стаи, первые особи, осваивающие новые территории, — это биологические пассионарии. Например, волки-одиночки, которые уходят и создают новые стаи;
    В пассионарной теории этногенеза, разработанной Львом Гумилёвым, "обратная пассионарность" или "субпассионарность" обозначает отсутствие стремления к преобразованию мира, стремление к покою и приспособлению к существующему положению. Гумилёв называл таких людей "субпассионариями". В эпохи упадка пассионарность снижается, и субпассионарии, по его мнению, начинают преобладать над пассионариями, стремящимися к активным действиям.
    По теории Льва Гумилёва, пассионарность, то есть энергичный и активный образ жизни, свойственный этносу, "сгорает" примерно за 1200 лет. Хотя общий жизненный цикл этноса, по Гумилёву, составляет примерно 1500 лет, пик его пассионарности приходится на первые 300-600 лет. После этого этнос вступает в фазу заката, как в случае Рима или Османской империи, где пассионарность ослабевает, и этнос переходит в более статичное состояние.
    Пассионарность заразительна, и я точно знаю, что наш преподаватель Бекшокова Патимат Магомедовна тому пример!

    ОтветитьУдалить
  3. Вступление: Я изучил текст о теории пассионарности Л.Н. Гумилёва и её связи с биохимической энергией биосферы.
    Отсылка к теме: Это относится к теме социальной эволюции человека и роли энергетических факторов в формировании исторических процессов.

    Ответ на вопрос: Пассионарность действительно объясняет активность этносов через «избыток энергии», который толкает людей к масштабным целям, меняющим ход истории.

    Подробный факт: Гумилёв связывал пассионарные толчки с космическим излучением, вызывающим мутации. Например, монгольские завоевания XIII века он объяснял всплеском пассионарности у кочевников, что позволило создать империю от Китая до Европы.

    Новый факт: Кстати, идеи Гумилёва нашли неожиданное применение в менеджменте: термин «пассионарий» теперь используют для описания лидеров, способных вдохновлять команды на прорывы.

    Вывод: Как здорово, что в ИЭУР мы изучаем такие междисциплинарные теории! Это учит видеть связь между природой, историей и психологией. Горжусь, что учусь там, где даже философские концепции становятся инструментами анализа реальности! 🌌📚

    ОтветитьУдалить
  4. Пассионарность — это такое внутреннее непреодолимое стремление к деятельности и достижению целей, которое может проявляться у отдельного человека или целой группы. По теории Льва Николаевича Гумилёва, пассионарность основана на биохимическом уровне энергии живых организмов и выражается в высокой активности, целеустремлённости и способности влиять на окружающих.

    Примеры пассионарных личностей из истории — это люди, которые обладали огромной энергией, целеустремлённостью и влиянием на общество. Например, Александр Македонский, чья пассионарность позволила ему создать одну из крупнейших империй в истории. Лев Толстой — писатель и мыслитель, который стремился изменить общество своими идеями и творчеством. Жанна д’Арк проявила пассионарность в борьбе за свободу своего народа, несмотря на угрозу жизни.

    Пассионарность имеет и положительные, и отрицательные стороны. С одной стороны, она движет прогрессом, вдохновляет на великие дела и изменения, помогает преодолевать трудности и достигать новых высот. Люди с пассионарностью зачастую становятся лидерами, учёными, художниками, реформаторами.

    С другой стороны, избыточная пассионарность может привести к конфликтам, авантюризму и даже разрушению, если энергия направлена на разрушительные цели или не контролируется. Она может вызвать излишнюю агрессию или беспокойство в обществе.

    Таким образом, пассионарность — это скорее нейтральное явление, которому свойственна двойственная природа. Всё зависит от того, как человек или коллектив направляют эту энергию: на созидание или на разрушение.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Законы экологии Б. Коммонера.

Брэдбери Рэй "Зеленое утро"